Эскалатор - двигатель торговли

01.09.2013
  Эскалаторы в торговых центрах не только играют роль транспортного средства для большого потока посетителей, но и имеют особое значение в части ведения торгового бизнеса. 
 
НЕМНОГО ИСТОРИИ И ТЕОРИИ
    Первый в мире эскалатор был не средством для транспортировки людей, а аттракционом авторства американского изобретателя Джесса Рено. Чудо-лестница, поднимавшая праздную публику на высоту 2,1 м под наклоном 25` со скоростью 22,8 м/мин., была установлена на нью-йоркском острове Кони в 1891 году. Восемь лет спустя она была продана известной лифтовой компании Otis, где и был произведен первый коммерческий эскалатор. В 1900 году это чудо техники получило временную прописку на Парижской выставке, а через год уже постоянную – нет, не в аэропорту и даже не в метро, а в крупнейшем универмаге Филадельфии Gimbel Brothers.
   Итак, эскалаторы и их родственники траволаторы давно и широко используются в торговых центрах, потому что лестницы слишком медленны для многоэтажных «монстров» и крайне неудобны для покупателей, а лифты в силу своей небольшой вместимости зачастую непрактичны.
   <...> Преимущества эскалаторов очевидны: они способны непрерывно перемещать большое число посетителей, направляя при этом покупательские потоки к главным выходам или основным товарных экспозициям. Вместе с тем они отлично вписываются в пространства, предназначенные для лестниц. Траволаторы, в отличие от эскалаторов, не всегда являются межэтажными, они в основном используются в больших торговых молах для удобства и облегчения передвижения покупателей с тележками и большим количеством покупок.
  Эскалаторы и траволаторы обычно движутся с комфортной скоростью 0,3-0,6 м/с. Максимальный угол наклона относительно уровня горизонтального пола – 30`, а стандартная длина – 18 м.
   «При среднем угле наклона в 30-35` ширина эскалатора варьируется от 0,6 до 1,1 м, а ширина ступеней – от 0,4 до 1,0 м. Ширина площадки для подхода к эскалатору и выхода с него должно составлять не менее 2,5 м, - уточняет Екатерина Чернышова, руководитель информационного центра ГК Facilicom. – Согласно международной практике, средняя скорость движения вверх составляет 0,5 м/с (максимальная скорость -0,75 м/с), а скорость движения вниз – не более 0,5 м/с. Управление эскалатором осуществляется автоматически часовым или программным механизмом».
    Самые современные из эскалаторов имеют алюминиевые или стальные ступени, а самые стильные – прозрачные боковые панели, демонстрирующие работу двигательных механизмов.
   Обычно эскалаторы функционируют в паре, имеющей разнонаправленное движение. Гораздо реже используются эскалаторы с реверсивным движением, контролируемым оператором либо переключающимся автоматически, в зависимости от того, вверху или внизу ступит на него первый пассажир (система программируется таким образом, чтобы направление движения не менялось, пока на эскалаторе кто-то есть).
   В то же время все чаще (и это устойчивая европейская тенденция) в торговых центрах устанавливаются эскалаторы только для подъема посетителей на верхние этажи, как, например, в ТЦ «Неглинная плаза», а для спуска используются обычные лестницы, ведь спускаться значительно легче, чем подниматься. Хотя, возможно, это делается для того, чтобы покупатели не слишком торопились покидать торговое здание. В любом случае, налицо значительная экономия на дорогостоящем оборудовании, на его обслуживании и ремонте.
 
НЕ ТОЛЬКО СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
  Говоря об актуальности и важнейшей роли эскалаторов и траволаторов в жизни торговых центров, эксперты обращают внимание, во-первых, на то, что при всем своем удобстве и высокой эффективности они не способны полностью заменить лифты. Поэтому в любом крупном столичном торговом центре можно встретить сочетание эскалаторов и лифтов.
  Во-вторых, эскалаторы – это не только средство передвижения, но и элемент внутренней архитектуры торгового центра. <...>
 
ГЛАВНАЯ РОЛЬ
   Если перестать рассматривать эскалаторы и траволаторы как удобные средства передвижения, а взглянуть на них в контексте деятельности всего торгового центра, становится очевидной их роль в увеличении числа покупателей, а следовательно, в повышении объемов продаж. Как показывает практика и логика, обычные лестницы ограничивают посещаемость верхних этажей, как, собственно, и лифты (в силу их малой вместительности и стихийности передвижения). Зато эскалаторы могут реально поспособствовать увеличению продаж на всех уровнях торгового центра. Однако физического их наличия в необъятных пространствах современных торговых центров может оказаться недостаточно, если не брать в расчет такие факторы, как планировочное решение, система навигации, реклама и т.д.
Среди основных причин низкого интереса к верхним этажам и, соответственно, низкого числа посетителей – плохая система навигации. Если на вывеске или поэтажном плане указаны только марки магазинов, причем марки не особо известные, посетитель торгового центра пребывает в растерянности. Отсутствие указателей в зоне эскалатора, узкие проходы и лестничные марши становятся серьезной проблемой для покупателей.
   С другой стороны, процент посетителей, попадающих на верхние этажи, зависит не только от вида вертикальных коммуникаций, но и от их расположения. Покупатели не должны искать места расположения эскалаторов, они должны встречаться, сталкиваться с ними. А если на верхнем этаже покупатель не найдет ничего интересного, он хотя бы не должен вспоминать о затраченных усилиях. Напротив, преодолев подъем, он должен быть вознагражден, в идеале он будет готов подняться наверх ради низких цен.
  Роль привлечения на верхние этаже должны выполнять на только товары – создатели потока. Необходимо регулярно обеспечивать посетителей торгового центра информацией о товарах и стимулировать их покупательский интерес лозунгами, например, «Этаж выше – цены ниже».
 
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ
1.      Основные требования
Назначение эскалаторов и траволаторов – это перемещение людей, поэтому к этим устройствам предъявляются очень строгие требования в части надежности, безопасности, износоустойчивости и взаимозаменяемости элементов движущегося полотна. Кроме того, для застройщика очень важны такие факторы, как эстетические характеристики, стоимость оборудования и срок поставки. Также немаловажно, чтобы в регионе присутствовал официальный поставщик запасных частей и официальный сервисный центр для конкретной марки оборудования.
2.      Обслуживание и профилактика
Основой надежной, безаварийной и безотказной работы эскалаторов и траволаторов является регулярное проведение технического обслуживания оборудования и проведение планово-предупредительных ремонтов.
Сервисное обслуживание данного оборудования проводят исключительно сертифицированные организации, имеющие соответствующую лицензию и разрешение на работы по обслуживанию <...>
В крупных торговых центрах профилактический осмотр эскалаторов проводят ежедневно. Дело в том, что за день в боковых щелях скапливаются элементы, которые могут нарушить отлаженную работу механизма. Обычно это кусочки одежды и мелкие предметы, выпавшие из рук, - такой мусор необходимо устранять ежедневно. Всегда нужно следить за пробегом эскалатора, в надлежащий срок проводить плановый ремонт. Это же касается капитального ремонта.
В обязательном порядке должна осуществляться проверка тормозных путей. Также проверяется рабочее состояние кнопки «Стоп», установленной на централизованных эскалаторах – эту операцию нужно проводить раз в сутки. При этом все ремонтные работы обычно проводятся ночью, как и чистка эскалаторов: в крупных супермаркетах и торговых центрах из-за огромного потока людей ступени, поручни и стенки эскалатора очень быстро загрязняются, и эскалатор теряет свой чистый опрятный вид. Чистка эскалатора, как правило, осуществляется посредством профессиональной техники и полностью исключает попадание воды или мусора на детали механизма.
3.      Замена эскалатора
Транспортные устройства из семейства эскалаторов и траволаторов – это настоящие долгожители, вполне способные встретить «во здравии» полувековой юбилей, при надлежащем уходе, разумеется. Поэтому их досрочная замена производится лишь в безнадежных случаях и требует немалых затрат, как финансовых, так и временных.
<...> Срок службы эскалаторов составляет от 30 до 50 лет. Однако, если специальная комиссия дает разрешение на его дальнейшее использование, срок службы эскалатора продлевается. Меняют эскалатор по причине частой поломки, например, когда он серьезно угрожает безопасности пассажиров. Замена эскалаторного оборудования может производиться в соответствии с планом капитального ремонта или модернизации здания. При этом предварительно производится аттестация оборудования и в зависимости от результатов аудита принимается решение о замене.
 
ЭСКАЛАТОРНЫЙ ЭКСТРИМ
   Торговые центры – это здания, одной из особенностей которых является большой трафик посетителей, поэтому экстремальные ситуации происходят если не каждый день, то достаточно часто <...> Происходит и защемление обуви, и падение предметов, и просто вандализм со стороны посетителей. В экстренных случаях эскалатор всегда останавливается, производятся необходимые действия и мероприятия для восстановления его нормальной работы. Для контролирования подобных ситуаций сектор, в котором находится эскалатор, оборудован камерой видеонаблюдения, так что служба эксплуатации всегда может оперативно отреагировать.
  Существуют регламентированные меры безопасности при эксплуатации эскалаторов. Самая опасная часть механизма – это движущиеся части, соответственно, жестко регламентированы зазоры между гребенкой и полотном, полотном и баллюстрадой (не более 2 мм), для того чтобы исключить попадание в зазор посторонних предметов и элементов одежды, избежать защемлений и блокировки полотна. Причем, по некоторым данным, в последнее время большой процент несчастных случаев связан не с некорректной работой самого механизма, а с человеческим фактором.
    Все это можно предотвратить, если прислушаться к предостережениям Екатерины Чернышовой: «Убирайте длинные шарфы и поднимайте полы длинной одежды: юбка в пол, длинное пальто, длинные волочащиеся по земле шнурки – все это может стать причиной травмы на эскалаторе. Полы одежды могут зацепиться за движущиеся части эскалатора и начать наматываться, в результате человек может упасть, сбить стоящих рядом, получить травму и даже умереть от удушья».

Источник: PFM Недвижимость: управление и эксплуатация №9 (39), сентябрь 2013 г.