Улетный бизнес: как управлять аэропортом

16.12.2013
    По данным ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации, на территории России функционирует 329 аэропортов, 70 из которых имеют статус международных. Исторически все аэропорты были государственными, однако последнее десятилетие в отрасль приходят частные инвестиции. Если в 2011 году, по данным аналитиков, лишь 5-7% всех аэропортов в России имели частных совладельцев и работали при участии коммерческих структур, то в настоящее время эта цифра увеличилась до 15%. Объясняется это привлекательностью растущего рынка пассажирских авиаперевозок и высокой маржинальностью аэропортового бизнеса, которая может достигать 20-30% и рентабельностью 5-15% в зависимости от пассажиропотока, долговых обязательств, числа обслуживаемых авиакомпаний, видов и качества предоставляемых услуг и т.д. 
    Параллельно с этим развивается и бизнес по управлению аэропортовыми комплексами. <...> Управление может осуществляться как посредством управляющей компании (УК), принадлежащей акционерам, так и профессиональной УК. В прямом управлении есть свои плюсы: акционеры могут быстрее решить некоторые вопросы, чем это могла бы сделать УК. В то же время работа профессиональной управляющей компании может быть более эффективной, поскольку одновременно она может оперировать несколькими аэропортами. И если, например, появится необходимость приобретения специальной аэродромной техники или строительства новых аэропортовых объектов, можно будет сэкономить на типовых решениях, получении оптовых скидок и специальных условий от поставщиков оборудования, техники и т.п.
 Преимущества профессиональной УК заключаются в том, что ее специалисты видят картину развития инфраструктурного потенциала аэропортов, входящих в сеть (холдинг), более глобально и соответственно, а перераспределение инвестиций в их развитие происходит более планомерно и обоснованно, подтверждают в «Новапорте». <…> «…добросовестная работа профессиональной УК будет способствовать повышению эффективности бизнеса и достижению целевых показателей», - отмечает Андрей Шенк [аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе»]. Недостатками же он называет риск, который несут акционеры в случае возможного конфликта интересов УК и собственников, хотя это случается не часто. «Профессиональные УК привлекаются еще и потому, что владеют аэропортами крупные диверсифицированные инвестиционные холдинги, собственники которых владеют большим портфелем активов. Отдельно концентрироваться на управление конкретно каждого актива им невыгодно», - добавляет аналитик.

   Две основы работы аэропорта
  В то же время специфика  этого бизнеса такова, что аэропорт как объект инфраструктуры, довольно сложен в управлении и имеет несколько составляющих. Одна из них ориентирована на развитие инфраструктуры, т.е.на строительство терминалов, эксплуатацию ВПП, приобретение наземной техники и т.д. Но кроме ключевых аэропортовых бизнесов, таких как обслуживание воздушных судов, обслуживание пассажиров и обработка грузов, продажа и заправка авиационного керосина пассажирам и авиакомпаниям, требуется масса других неавиационных услуг. Среди них гостиницы, парковки, упаковка багажа, продажа бортового питания, сдача в аренду офисов, ритейл, общественное питание, реклама и т.д. Аэропорты могут развивать каждый из этих бизнесов либо как оператор, либо как арендодатель.
  Доходы аэропорта также складываются из этих двух компонентов. Авиационную часть доходов формируют платежи авиакомпаний аэропорту: за взлет-посадку воздушных судов, пользование терминалом, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание самолетов и т.д. Неавиационные доходы аэропорты получают с арендаторов площадей аэропорта: магазинов, кафе и ресторанов, парковок, кинотеатров и других непрофильных бизнесов. <…>
Мировая практика говорит о том, что аутсорсинг на объектах авиатранспортной инфраструктуры может быть успешным. Виктор Горбачев, генеральный директор ассоциации «Аэропорт», приводит в пример аэропорт города Рованиеми (Финляндия), который принимает порядка 3,5 млн пассажиров в год. Штатная численность персонала там составляет 25 человек, остальные службы работают на аутсорсинге. «У нас бы в подобном аэропорту работало бы не менее 2,5 тыс.человек», - подсчитал Виктор Горбачев.
 
   Что отдать на аутсорс
  К числу услуг, которые российские аэропорты отдают на аутсорсинг, входит техобслуживание, заправка самолетов, бортовое питание и его логистика, клининг, техническая эксплуатация инженерных систем в аэровокзальном комплексе. Такие услуги развиты не только в крупных аэропортах: «Домодедове», «Шереметьеве», «Внукове», «Толмачеве», - но и в некоторых региональных аэропортах.
  <…> Так, компания FACILICOM предоставляет широкий спектр услуг по клинингу, техническому обслуживанию оборудования, элементов зданий, инженерных систем жизнеобеспечения, безопасности и коммуникации в аэропортах «Пулково», «Шереметьево» и «Домодедово». Наталья Скачкова, заместитель генерального директора компании FACILICOM, напоминает, что обслуживание аэровокзальных комплексов происходит по номенклатурному регламенту и специальным стандартам. Это некий технический документ, который разрабатывается компанией, предоставляющей услуги совместно с владельцами аэропортов и компаниями-перевозчиками. «В техническом документе четко прописана схема с ограничением временных регламентов, т.е. с учетом пикового времени (когда основная масса проходит регистрацию на посадку или находится в залах ожидания), - поясняет эксперт. – При этом точно прописать регламент можно, только зная расписание рейсов. Соответственно, обслуживание аэровокзальных комплексов проводится в жесткой привязке с диспетчерскими пунктами аэропортов».
   Строгая регламентация характерна для всех направлений деятельности, в то числе услуг клининга. В том же регламенте прописывается даже выбор моющих средств, при котором предпочтение отдается не аллергенным и нетоксичным средствам. «Это особенно важно при уборке и обслуживании воздушных судов, поскольку это замкнутое пространство, в котором пассажир будет находиться продолжительное время», - пояснила она. В этом же документе указывается расстановка персонала в аэровокзальном комплексе. В небольших по площади аэропортах число персонала зависит от времени суток, а в крупных комплектация остается постоянной и высокой. Наконец, непосредственно в аэропортах есть HR-подразделение, которое строго отслеживает количество работающего персонала и в случае необходимости экстренно запрашивает дополнительные рабочие единицы. Нельзя допускать невыхода персонала, поэтому сотрудники всегда имеют дополнительные ресурсы.

   <…> Есть особые требования к обслуживающей организации, - отмечает Наталья Скачкова. Так, все сотрудники предварительно проходят специальное обучение и получают сертификат, что является необходимым условием для работы в аэропортах. Есть и другие нюансы: обслуживание VIP-залов требует определенной внимательности и подготовки, поскольку нашпиговано дорогостоящим оборудованием и натуральными покрытиями (кожаные диваны, полусинтетическое напольное покрытие). Поэтому основные требования менеджмента аэропортов сводятся к наличию у подрядчика сильного управленческого состава, гибко реагирующего на все ситуации, наличие большой материально-технической базы на случай незамедлительной поставки расходных материалов, оборудования и техники и высокой компетенции самих сотрудников службы технической эксплуатации. 

Источник: Информационно-аналитическое издание  "Управление недвижимостью" (Приложение к журналу CRE). Выпуск - Зима 2014.